Skip to main content

Политика


Тридцать три года мира

21 июля 1992 года в Москве было подписано мирное соглашение, положившее конец войне на Днестре

21 июля 1992 года в Москве встретились лидеры России, Молдовы и Приднестровья – Борис Ельцин, Мирча Снегур и Игорь Смирнов.

Эта встреча увенчала ускоренную дипломатическую работу, которая продолжалась несколько недель. Дело в том, что после провала авантюры прорумынских националистов со вторжением в Бендеры 19 июня 1992 года стало ясно, что тогдашний кишинёвский режим потерпел стратегическое поражение: он даже не смог оккупировать правобережную часть ПМР, не говоря уже о захвате Тирасполя или Дубоссар.

И хотя под властью Кишинёва остались 7 левобережных сёл Дубоссарского района нашей республики, для приднестровцев это была несомненная победа, ибо наша государственность устояла. Но зафиксировать это требовалось в специальном документе, который гарантировал бы, во-первых, мир на Днестре, а во-вторых, охранял бы нашу государственность.

Предпосылки к такому соглашению были. В июле ПМР стала реальным участником переговорного процесса об урегулировании конфликта, тогда как Румыния, которой нечего было делать в ситуации внутри СНГ, из него выпала. Переговоры велись под патронажем России. Но аналитики предрекали, что к ним чуть позже присоединится и Украина.

В итоге 21 июля 1992 года в российской столице президенты России и Молдовы официально подписали документ о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье. Свою визу на документе поставил и Президент ПМР, что позволяет считать данный договор де-факто трёхсторонним. Фактически столкновения продолжались и после этой даты, но всем было ясно, что это не только войне конец, но и закат радикально-националистической власти Кишинёва в лице Президиума Парламента Молдовы и некоторых министров страны.

То, что соглашение трёхстороннее, доказывается главным его следствием – формированием также трёхстороннего миротворческого контингента из солдат и офицеров России, Молдовы и Приднестровья. Оно зафиксировало статус-кво на Днестре, то есть изначально блокировало любую попытку дестабилизировать ситуацию в зоне безопасности, но при этом не мешало переговорам по урегулированию молдо-приднестровского конфликта.

Соглашение от 21 июля заложило основу для дальнейшего равноправного участия ПМР в переговорном процессе по урегулированию. Сегодня наша республика является международно признанной стороной конфликта.

Нужно отметить, что за всё время существования нынешнего миротворческого формата не было ни одного военного инцидента. Поэтому требования сменить формат и вывести российских миротворцев из бывшей Молдавской ССР означают – вольно или невольно – возрастание риска новой войны на Днестре.

Более того, на Западе и в Кишинёве иногда раздаются предложения для Молдовы выйти из Соглашения от 21 июля 1992 года. А вот это уже прямой замах на разрушение мира на Днестре, как такового. Пока Молдова совершенно разумно на это не идёт, но трудно прогнозировать давление, которому она может быть подвергнута со стороны контролирующих кишинёвское руководство глобалистов.

Впрочем, даже если рано или поздно кто-то попытается разрушить миротворческий формат или даже разорвать мирное Соглашение, это никак не повлияет на позицию России и Приднестровья. Войска России и Приднестровья продолжат охранять мир сами, насколько это будет возможно.

Соглашение дало возможность практически укрепить мир на Днестре – сформировать Объединённую Контрольную Комиссию, мониторящую обстановку в Зоне безопасности; Объединённое военное командование и Объединённый штаб миротворческих сил.

Все эти механизмы надёжно работают и 33 года спустя.

Поэтому отказываться от них мы не собираемся.

    Андрей Сафонов, политолог
    21 июля 2025 года